02.12.2019. ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕТЕ. ЧАСТЬ 2. АЛТАЙ

За окном Городской станции юных туристов уже темно. Декабрь, восемь вечера, однако. А юные туристы из КЭТ-Клуба «Чёрный дракон», что базируется в школе 83 уже лет двадцать, начинают свой рассказ перед «высоким жюри» о своём августе, о дальнем Водном походе второй категории сложности, проведенном на Горном Алтае по Телецкому озеру и реке Бия…
…Алтай не зря является жемчужиной нашей страны. Здесь —  высокие горы, покрытые ледниками, горные озера и широкие степи. Здесь бурные реки с порогами в верховьях и быстрым течением по широким долинам внизу.  Катунь и Бия — эти две самые известные реки Алтая, — уже давно стали главными героями легенд, созданных устами алтайского народа. Их даже нарекли мужем и женой, где строптивая и своенравная жена Катунь полностью покорилась воли отважного богатыря-батыра  Бий-суу, что в переводе с алтайского обозначает хозяин воды.
Продолжительность нашего путешествия с дорогой составила три недели. А основная часть – сплав по реке Бия от озера Телецкого до пос.Новиково – всего 11 дней. Но мы смогли пройти 214 км и потратили на это всего 32 часа.

Наша группа состояла из 10 человек возрастом от 13 до 16 лет, выпускников 6-9 классов.

…За четверо суток мы проехали на поездах 4200 км. Через Москву, Казань, Екатеринбург, Омск, Барнаул. Через полстраны, со всем снаряжением. Мы побывали с экскурсиями и в Москве, и в Бийске, и в Горно-Алтайске. Посетили мы и село Сростки – родину известного советского писателя, актера, кинорежиссера В.М.Шукшина. Даже местный поезд называется в память о его произведениях «Калина красная».

…Финиш дороги — #ОзероТелецкоеЖемчужинаАлтая, поселок Артыбаш (в переводе с алтайского означает «голова порогов»).

…На большом катере «Нептун» мы посетили и центр Алтайского заповедника поселок Яйлю, и водопады, стекающие с окрестных скал.  Здесь нам провели очень интересную экскурсию.

• 10 августа — первый день самого похода, его активной части. Он состоял из 2-х участков: переход по Телецкому озеру и собственно сплав. Прошли первые пороги. В пороге Карлагач перевернулась байдарка с ДимСанычем. За порогом Юрток встали на ночлег…
  • 11августа, 2 день сплава. В этот день мы прошли 4 больших порога:  Кобыровский,  Пыжинский,  Косой и Щёки. В последнем прижало к скале и перевернуло байдарку другой команды…
  • 12 августа делаем днёвку. Сходили  на Бом Уртош (так местные называют речные скалы). Был очень красивый вид. Проверяли и заполняли походные дневники…
  • 13 августа. Прошли порог Кебезенский… Вели фотосъемку наших судов с подвесного моста. Прошли порог Сарыкокшинский, на обеде  поднялись «за пейзажами» на гору Сурундал. Впереди – скалы Тулойского Бома. За ними начинаются пороги-шИверы Кузенёнок и Кузенский. В последнем «Ильмень» подкидывало со страшной силой на валах, но он устоял, а вот Вику с катамарана выкинуло в воду, но сидевшие рядом быстро втянули ее обратно…
  • 14 августа. Главная цель – районный центр посёлок Турочак. …Есть площадка «Турочакская писаница» (так называется древняя наскальная живопись). Тут мы узнали, что стояли на обеде прямо напротив этих скал…
  • 15 августа. …Следующую остановку сделали у подножия скалы Иконостас с барельефом В.И.Ленина. С неё открывался красивый вид на речную долину…
  • 16 августа. …Сегодня на обеде бегали через границу  Республики Алтай и Алтайского края…
  • 17 августа.  Горы окончательно закончились, начались разливы, протоки, острова. Но течение по-прежнему сильное, богатырское, с перекатами и шиверами…
  • 18 августа — последний день сплава. Туманное утро, упаковка катамаранов и байдарок. Впереди – река Неня и село НовикОво на её правом берегу. Но впереди ещё «антистапель», просушка снаряжения…

…Утром 23 августа мы прибыли в СПб. …Задачи выполнены, цель достигнута, травм нет. Команда готова к следующим путешествиям.

Нас учат, что любой поход начинается с подготовки, а заканчивается только тогда, когда мы напишем и защитим наш отчет. Ведь девиз нашего клуба: Иди, Смотри, Думай, Чувствуй, Действуй!