Организация образования обучающихся с ОВЗ (или инвалидов)

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Действующее законодательство позволяет организовывать обучение и воспитание детей-инвалидов и детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях, в которых должны быть созданы специальные условия для получения образования.

Выбор образовательной организации — право родителей (законных представителей).

В соответствии со ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация самостоятельно формирует штатное расписание, выбирает технологии и образовательные программы в соответствии с потребностями и особенностями обучающихся.

Основанием для создания специальных условий обучения и воспитания является заключение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Прохождение ЦПМПК и предоставление заключения в образовательную организацию является правом, а не обязанностью родителей (законных представителей). При предоставлении заключения ЦПМПК родителями (законными представителями) в образовательную организацию создание специальных условий обучения является обязательным.

Когда необходимо заключение ЦПМПК  Санкт-Петербурга

  • Специальные условия обучения и воспитания
  • Переход с одного уровня образования на следующий
  • Начало обучения на начальном уровне общего образования после 8 лет
  • Специальные условия при проведении ГИА

Специальные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

  • Образовательные программы (АООП) , методы обучения и воспитания;
  • учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника);
  • проведение коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций.

Создание специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации.

Для лиц имеющих инвалидность, обучающихся по основным программам и не нуждающихся в создании специальных условий при прохождении государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ — увеличение продолжительности экзамена на 1,5 часа без заключения ЦПМПК.

Основанием для создания специальных условий является заключение ЦПМПК:

  • выбор формы прохождения государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ)
  • увеличение продолжительности на 1,5 часа
  • организация питания и перерывов для проведения необходимых медико-профилактических процедур
  • организация беспрепятственного доступа в аудиторию, туалетные иные помещения (аудитория на первом этаже, наличие специальных кресел, др. приспособлений)
  • предоставление услуг ассистента (техническая помощь с учетом индивидуальных возможностей ребенка: помощь в занятии рабочего места, передвижении, прочтении задания)
  • организация экзамена на дому (для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации ЦПМПК Санкт-Петрбурга)

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение образовательного процесса в школе для детей с ОВЗ – это система оказания профессиональной квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями, семье, педагогическому коллективу.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в школе для детей с ОВЗ – это система оказания профессиональной квалифицированной помощи детям с особыми образовательными потребностями, семье, педагогическому коллективу. Деятельность службы сопровождения в образовательной организации заключается в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка с особыми образовательными потребностями.

Структура службы психолого-педагогического сопровождения представлена следующими специалистами:

  • — учитель-логопед;
  • — учитель-дефектолог;
  • — педагог-психолог.

К основным направлениям деятельности Службы относятся:
1. Психолого-педагогическая диагностика – выявление особенностей социального и психологического развития ребенка, сформированности определенных социальных и психологических новообразований, соответствия уровня развития умений; знаний, навыков личностных и межличностных особенностей.

  1. Психолого-педагогическая коррекция – разработка специалистами рабочих программ, индивидуальных планирований социальной и психолого-педагогической коррекционной и развивающей работы с обучающимися, осуществление программ на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Основной формой организации коррекционно-развивающей работы являются групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Коррекционно-развивающая работа в школе включает в себя:

  • логопедические занятия;
  • занятия по формированию психомоторных функций;
  • дефектологические занятия;
  • занятия по профориентационной работе.
  1. Психолого-педагогическое просвещение – консультационная и просветительская работа в соответствии с рабочими программами специалистов, по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, обучающихся и педагогов.